Пакет документов по вопросу о внесении изменений в статью 12.1 Закона Российской Федерации


 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНЮСТ РОССИИ)
            Житная ул, д.14, Москва, 119991
тел.: (495) 955-59-99, факс: (495) 955-57-79
 21.10.2011       №  07/ 75949-ДК
 На  № ____________________________   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совет судей

Российской Федерации

К поручению заместителя Председателя

Правительства Российской Федерации –

Руководителя Аппарата Правительства

Российской Федерации

от 3 августа2011 г. № ВВ-П4-5478

и письму Аппарата Правительства

Российской Федерации

От 7 октября2011 г. № П4-41740

 В соответствии с вышеуказанным поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Володина Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Советом судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации поручено рассмотреть вопрос о реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля2011 г. № 19-П и при необходимости представить в Правительство Российской Федерации соответствующий проект федерального закона.

В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель вправе установить более широкий перечень видов дисциплинарных санкций, уточнить составы дисциплинарных проступков, а также основания привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Совет   судей   Российской   Федерации   в   адрес   Минюста   России представил позицию (письмо от 18 августа2011 г. № с/зак-424), согласно которой существующее правовое регулирование привлечения судей к дисциплинарной ответственности является достаточным, следовательно, отсутствует необходимость в принятии специального закона в этой области.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации (письмо от 30 августа2011 г. № 1867), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (письмо от 29 августа2011 г. № ВАС-С07/УПП-1669), Верховный Суд Российской Федерации (письмо от 3 октября2011 г. № 1-общ-4884/11) и Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации (письмо от 28 сентября2011 г. №ВКК8303/11) высказали предложения о необходимости разработки законопроекта, направленного на реализацию данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

По нашему мнению, данные предложения заслуживают внимания, тем более, что положения Закона Российской Федерации от 26 июня1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Федерального закона от 14 марта2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», регулирующие вопросы дисциплинарной ответственности судей, неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации и в определенной степени корректировались путем выявления их конституционно-правового смысла, что свидетельствует о несовершенстве указанных положений.

Представляется, что предложения вышеназванных судов Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации могут быть реализованы путем изложения статьи 12.1 Закона Российской Федерации от26 июня1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в новой редакции.            

В этой связи направляется на согласование разработанный Минюстом России проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

В соответствии с компетенцией Совета судей Российской Федерации, установленной Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», прошу дополнительно проработать вопрос о реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля2011 г. № 19-П, рассмотреть указанный законопроект и до 3 ноября2011 г. согласовать его либо представить в Минюст России согласованные с вышеназванными судами и Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации предложения по данному вопросу, в том числе по факсу: 955-56-61.

 Приложение: на4 л.

Статс-секретарь -

заместитель Министра                                                                                                    Д.В. Костенников

 

Проект

Вносится Правительством

Российской Федерации

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

 Статья 1

Статью 12.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 313.2-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 45, ст. 5264) изложить в следующей редакции:

«Статья 12.1 Дисциплинарная ответственность судей 1. За совершение дисциплинарного проступка – противоправное виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении норм настоящего Закона, положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности, - на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

предупреждения;

выговора;

понижения квалификационного класса судьи;

досрочного прекращения полномочий судьи или прекращения отставки судьи.

2. Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий или прекращения отставки может быть наложено на судью только за совершение грубого дисциплинарного проступка либо в случае неоднократного (двух и более раз в течение года) совершения дисциплинарных проступков.

Грубыми дисциплинарными проступками являются:

осуществление судьей деятельности несовместимой со званием судьи;

вынесение незаконного судебного акта, если его незаконность подтверждена вышестоящей судебной инстанцией;

систематическое нарушение процессуальных сроков вследствие небрежности или профессиональной некомпетентности судьи;

непредставление или представление заведомо недостоверных сведений о доходах судьи, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера судьи, а также сведений о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей судьи, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей судьи.

3. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом.

4. Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

5. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».».

 Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 Президент

Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - законопроект) разработан в целях конкретизации оснований привлечения судей к дисциплинарной ответственности и повышение гарантированного Конституцией Российской Федерации уровня неприкосновенности судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 июля2011 г. № 19-П указал, что федеральный законодатель вправе установить более широкий перечень видов дисциплинарных санкций, уточнить составы дисциплинарных проступков, а также основания привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» любой дисциплинарный проступок судьи от незначительного до грубого может повлечь наложение дисциплинарного взыскания, как в виде предупреждения, так и в виде Досрочного прекращения полномочий судьи.

Данный закон устанавливает основания для дисциплинарной ответственности-судей в виде досрочного прекращения полномочий судьи в общей форме, отсыпая для определения состава дисциплинарного проступка к другим положениям закона и к кодексу судейской этики.

Все это вызывает необходимость совершенствования положений статьи 12.1 Закона Российской Федерации от 26 июня1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», закрепления в нем норм, которые учитывали бы судебную практику Конституционного Суда Российской Федерации.

Законопроектом вводятся новые дисциплинарные взыскания в виде выговора и понижения квалификационного класса судьи, что позволит применять более адекватное наказание.

Законопроектом устанавливается, что дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий или прекращение отставки судьи за совершение дисциплинарного проступка допускается только в случае совершения судьей грубого дисциплинарного проступка либо неоднократного (два и более в течение года) совершения дисциплинарных проступков.

Законопроектом определяется содержание понятия «дисциплинарный проступок» в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая2007 г. № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности»,  в  котором  под  дисциплинарным проступком,  влекущим

дисциплинарное взыскание, следует понимать не только нарушение норм названного закона и положений кодекса судейской этики, но и нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности.

Реализация будущего закона позволит привести положения статьи 12.1 Закона Российской Федерации от 26 июня1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, уточнить понятие дисциплинарного проступка, дополнить перечень видов дисциплинарных взысканий новыми санкциями и определить перечень грубых дисциплинарных проступков.

 

             

 

СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                    121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15

тел. 627-93-67, 690-61-27

Е-mailsovet_sudey@supcourt.ru

 

18 августа 2011      с/зак-424

На № 07/57641-АС от 10 августа2011 г.

 

 

 

 

Министерство юстиции

Российской Федерации

В Совете судей Российской Федерации обсуждено поручение Правительства Российской Федерации от 3 августа2011 г. № ВВ-П4-5478 и письмо заместителя Министра юстиции Смирнова А.А. от 10 августа2011 г. № 07/57641-АС по вопросу о целесообразности подготовки проекта федерального закона, направленного на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011г. № 19-П.

Согласно пункту 3.3 вышеуказанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 3 и пункт 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в их системной взаимосвязи не предполагают привлечение судьи к дисциплинарной ответственности за судебную ошибку, если судья действовал в рамках судейского усмотрения и не допустил грубого нарушения при применении норм материального или процессуального права.

Данным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статей 19, 21 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» не противоречащими Конституции Российской Федерации.

Совет  судей   считает,   что   существующее  правовое  регулирование привлечения     судей      к     дисциплинарной     ответственности     является достаточным,    в    связи    с    чем    отсутствует   необходимость    принятия специального закона в этой области.

Более подробное законодательное регулирование вопросов, касающихся ответственности судей, может свести на нет важнейшую гарантию независимости судов, закрепленную в пункте 2 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», содержащую категорический запрет на привлечение судьи к какой-либо ответственности за выраженное при осуществлении правосудия мнение за исключением преступного умысла. Текучесть судейских кадров в немалой степени объясняется и постоянным риском быть подвергнутым дисциплинарной ответственности за выраженное при осуществлении правосудия мнении, что имеет место в действительности.

В настоящее время толкование законодательства в этом вопросе дано постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2007 года №. 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности», рядом постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, которые должны использоваться при решении вопроса о дисциплинарной ответственности судей и обеспечивать баланс между независимостью судьи и его обязательствами перед обществом.

Достаточно   подробное   регулирование   правил   поведения   судей   в служебное и внеслужебное время будет дано в новой редакции Кодекса судейской этики, над которым в настоящее время работает Совет судей и который будет вынесен на обсуждение УШ Всероссийского съезда судьей в 2012 году.

Председатель                                                                                                     Ю.И. Сидоренко



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.