В марте 1993 года в здании Приморского краевого суда состоялась конференция судей судов общей юрисдикции Приморского края. Конференция была посвящена выбору делегатов от судей общих судов Приморского края на II Всероссийский съезд судей. По инициативе собравшихся на рассмотрение конференции был поставлен вопрос об избрании Совета судей Приморского края. Как отмечалось ранее, в стране не было достаточной правовой базы для создания таких органов. Поэтому данный вопрос вызвал некоторые трудности у участников конференции. Обсуждалась необходимость образования Совета судей края, количественный состав, порядок представительства в нём и кандидатуры. Итогом обсуждения стало избрание первого состава Совета судей Приморского края в количестве 7 членов. Следует заметить, что в данный состав не входили представители Арбитражного суда Приморского края и военных судов Приморского края.
В состав Совета судей Приморского края были избраны:
- Акулов Геннадий Фёдорович – заместитель председателя Ленинского районного народного суда;
- Воробец Сергей Ярославович – председатель Уссурийского районного народного суда;
- Гавренкова Зинаида Петровна – председатель Надеждинского районного народного суда;
- Колесников Александр Захарович – судья Приморского краевого суда;
- Николаева Светлана Фёдоровна – судья Приморского краевого суда;
- Маношкин Борис Афанасьевич – председатель Находкинского городского народного суда;
- Степанова Валентина Григорьевна – председатель Советского районного народного суда города Владивостока.
Председателем Совета судей Приморского края был избран А.З. Колесников. Фактически до августа 1993 года Совет не работал в связи с тем, что отсутствовало положение об органах судейского сообщества Российской Федерации.
30 июня 1993 года на II Всероссийском съезде судей было принято Положение об органах судейского сообщества РФ, которое определило порядок формирования, организацию работы и полномочия органов судейского сообщества.
В частности, по порядку формирования съезды (конференции) судей подразделялись на три вида: съезды (конференции) судей общих судов, судей арбитражных судов и судей военных судов. Таким образом, было предусмотрено формирование отдельных друг от друга советов судей.
Разрешение организационных моментов Положение отводило самим органам судейского сообщества в виде издания регламентов. Так, согласно статье 10 регламент органа судейского сообщества, устанавливающий порядок работы, обсуждения, голосования и другие процедурные вопросы, утверждается самим органом судейского сообщества. Однако некоторые вопросы были отражены в Положении. В соответствии со статьёй 5, съезды (конференции) судей должны были проводиться ежегодно. В статье 9 сказано: «По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, которые подлежат рассмотрению в месячный срок.
Заседание органа судейского сообщества правомочно, если на нём присутствуют более половины, а для избрания квалификационной коллегии – не менее двух третей судей, которые его образуют или в состав которого избраны. Решение или обращение органа судейского сообщества принимается большинством голосов, участвовавших в голосовании, если иное не предусмотрено его Регламентом».
В соответствии со статьёй 8, в период между съездами (конференциями) судей, советы судей правомочны рассматривать все вопросы, отнесённые к компетенции съездов (конференций) судей, исключая принятие присяги судей, избрание и заслушивание отчетов квалификационных коллегий судей. Следовательно, к полномочиям советов судей были отнесены:
1) Обсуждение вопросов судебной практики и совершенствования законодательства с правом обращения в Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с предложениями о внесении в Верховный Совет Российской Федерации представлений в порядке законодательной инициативы или о толковании законов.
2) Проведение общественной экспертизы проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей, и представление заключений в соответствующие государственные органы.
3) Рассмотрение актуальных проблем кадрового, организационного и ресурсного обеспечения судебной деятельности, правового и социального положения судей с правом внесения соответствующих предложений руководителям органов юстиции и председателям судов.
4) Представление интересов судей в государственных органах и общественных объединениях (ст.7).
Кроме того, в полномочия советов судей входили:
1) Созыв съездов (конференций) судей.
2) Внесение предложений о штатной численности судов.
3) Представление в квалификационную коллегию мнения по вопросам приостановления или прекращения полномочий судей.
4) Внесение предложений в соответствующие органы и к должностным лицам по вопросам назначения или освобождения председателей судов.
5) Получение информации от руководителей органов юстиции по вопросам организационного, ресурсного и материального обеспечения деятельности судов и судей.
6) Внесение предложений об улучшении правового и социального положения судей, обеспечении судей жильем, безопасности судей и членов их семей, сохранности их имущества, медицинского обслуживания, а равно по другим вопросам реализации их прав и законных интересов, гарантированных законом «О статусе судей в Российской Федерации».
7) Рассмотрение конфликтных ситуаций между членами судейского сообщества (ст.8).
Начиная с августа 1993 года, Совет судей Приморского края включился в активную работу. На заседаниях стали обсуждаться накопившиеся к тому времени проблемы становления судебной власти в Приморском крае, судебной практики, ресурсного обеспечения судов, социальной защиты судей, взаимоотношения с другими органами власти.
Работа Совета судей Приморского края строилась на тесном взаимодействии с Управлением юстиции, руководством краевого суда, которые систематически принимали участие в его заседаниях, а также на постоянном контакте с квалификационной коллегией судей Приморского края. Отчёт о работе Совета судей края ежегодно представлялся его председателем на конференцию судей Приморского края.
Одним из основных направлений в работе первого Совета судей был вопрос о жилищных условиях народных судей края. Совет неоднократно обращался к главам администраций края и города Владивостока с просьбой принять необходимые меры по обеспечению жильём судей в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей РФ». К сожалению, медленный процесс обеспечения жилой площадью судей был связан с недостатком финансовых возможностей, о чём и сообщалось в ответах глав администраций. В силу этого Советом судей края совместно с Управлением юстиции в Приморском крае вносились предложения в Министерство юстиции РФ и главе администрации края о выделении денежных средств для участия в долевом строительстве, а также выделения средств из федерального бюджета на получение беспроцентной ссуды на приобретение или строительство жилья.
Кроме того, Совет судей рассматривал обращения отдельных судей об ущемлении их прав, в части предоставления дополнительного отпуска и исчисления стажа работы в период их трудовой деятельности в органах прокуратуры, МВД и некоторых других органах. Рассматривались вопросы, связанные со строительством и ремонтом зданий народных судов, с обеспечением их автомобилями, множительной техникой, компьютерами, обеспечением безопасности судей и самих зданий судов, с перераспределением финансов, с защитой интересов отдельных народных судей в связи с расследованием уголовных дел, по которым они проходили в качестве потерпевших.
Совет судей края систематически информировался его председателем о мероприятиях, проводимых Советом судей Российской Федерации, и принимаемых им решениях и документах, которые, по возможности, доводились до сведения народных судей. Так, особое внимание Совет судей края обращал на исполнение Кодекса чести судьи Российской Федерации, утверждённого постановлением Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993 года. На заседаниях Совета обсуждались поступившие обращения о недостойном поведении судей. По некоторым из них Совет поставил вопрос перед квалификационной коллегией судей края о дальнейшем соответствии судей занимаемой должности. Также рассматривались конфликтные ситуации между членами судейского сообщества края.
Предметом обсуждения на заседаниях Совета были не только вышеназванные вопросы, но и непосредственно касающиеся трудовой деятельности отдельных судов. В частности, 5 ноября 1993 года Совет судей по инициативе Управления юстиции рассмотрел результаты проверок работы канцелярий Лесозаводского и Арсеньевского городских судов, Яковлевского и Лесозаводского районных судов. По результатам рассмотрения направлено информационное письмо с предложением об устранении выявленных недостатков.
Как отметил о Совете судей Приморского края его председатель А.З. Колесников: «Не до всего у нас доходят руки, да и работа ведь эта строится на общественных началах. Но уже потихоньку накапливается определённый опыт» (письмо № 1-У от 10.08.1994 г. председателю Совета судей Российской Федерации М.М. Боброву). Реакция на деятельность Совета, по мнению Колесникова в том же письме, со стороны представительных органов власти, администрации, общественных организаций и средств массовой информации была нормальная. Исполняющий обязанности начальника Управления юстиции Ю.К. Ковзан подчеркнул: «Это необходимый орган судейского сообщества, помогающий в решении сложных задач социальной защищённости судей, обеспечении гарантии их независимости» (информационное письмо о совместной работе Совета судей и Управления юстиции в крае от 22.08.1994 г. первому заместителю Министра юстиции Российской Федерации В.М. Кузьмину).