1 октября 1999 года на конференции судей Приморского края был избран Совет судей, который остался в прежнем составе. На заседании Совета судей, которое состоялось в перерыве конференции, председателем его избран А.З. Колесников и впервые была введена должность – заместитель председателя Совета судей края. Им стала В.Г. Степанова.
Избранный Совет судей продолжил работу в набранном ранее темпе и по намеченным направлениям. Члены Совета систематически собирались на заседаниях. Рассматривали наиболее важные и актуальные вопросы, имеющие наибольшее значение в жизни судейского сообщества Приморского края.
С принятием 21 июля 1997 году Федерального закона «О судебных приставах» вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов России, а также исполнения судебных актов, были возложены на судебных приставов. В соответствии со статьёй 5 указанного Закона служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции РФ и возглавляется заместителем министра юстиции РФ - главным судебным приставом РФ.
Совет судей не могли не волновать отношения, складывающиеся между органом исполнительной власти, в лице службы судебных приставов, и судами. На заседании 20 июля 2000 года Совет судей края обсуждал письмо члена Президиума Совета судей РФ П.П. Серкова и информацию заместителя начальника Управления Судебного департамента в Приморском крае И.Т. Горяинова о работе судебных приставов по выполнению возложенных на них функций. Было установлено, что судебные приставы фактически не выполняют своих прямых обязанностей в части обеспечения безопасности судей, охраны зданий и помещений судов, осуществления привода уклоняющихся от явки в суд лиц. Видя проблему в организации их работы, члены Совета судей края приняли постановление, в котором ходатайствовали перед Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Советом судей РФ о решении вопроса передачи службы судебных приставов из системы Министерства юстиции РФ в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Ходатайство Совета судей края не осталось без внимания. Был получен ответ из Главного государственно-правового Управления Президента РФ, из которого следовало, что существующее разногласие по вопросу принадлежности службы судебных приставов к какой-либо ветви власти является предметом пристального внимания Совета при Президенте РФ, и что для решения этой проблемы необходим анализ деятельности данной службы с момента её создания. Такой анализ был рекомендован Советом при Президенте РФ провести Минюсту России с участием Совета судей РФ.
Большое внимание Совет судей Приморского края уделял непосредственной деятельности судейского корпуса по отправлению правосудия. Беспокойство вызывали участившиеся случаи нарушения процессуальных сроков рассмотрения судебных дел, качество их рассмотрения и другие обстоятельства. Именно это вызвало необходимость проведения совместных заседаний Совета судей и квалификационной коллегии судей края. Принятые на таких заседаниях постановления направлялись в суды края для рассмотрения на оперативных совещаниях судей и принятия мер по устранению указанных недостатков.
Совместная форма обсуждения активно использовалась при решении и других особо сложных вопросов, связанных с деятельностью судебной системы края. Так, при обсуждении проекта Закона Приморского края «О мировых судьях в Приморском крае» на совместном заседании Совета судей и квалификационной коллегии судей 18 февраля 2000 года было принято решение о внесении в законопроект дополнений, заслуживающих внимания. Предложение было направлено на рассмотрение в Законодательное Собрание Приморского края.
В начале 2001 года в стране наметилась вторая волна судебной реформы в России. Проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти стала предметом обсуждения на всех уровнях. Требовалась серьёзная государственная поддержка и применение более программно-целевого подхода.
По поручению Президента РФ Правительством РФ был подготовлен пакет законопроектов, касающихся реформы судебной системы России, а также проект федеральной программы «Развитие судебной реформы России» на 2002-2006 годы. Целесообразность принятия данной программы, как указано в проекте, определяется тем, что она позволит обратить особое внимание на углубляющийся кризис в деятельности судов общей юрисдикции, а также привлечь дополнительные ресурсы для обеспечения работы судов. Кроме того, в представленном пакете законопроектов было заключение Президента РФ на ранее предложенный судейским сообществом проект Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», который был принят в первом чтении Государственной Думой РФ в 1997 году. Проекты были направлены в Государственную Думу РФ и высшие суды для обсуждения.
Совет судей Приморского края на заседании 25 мая 2001 года обсудил поступившие из Совета судей РФ предложенные Правительством РФ проекты и заключение Президента РФ. Выражая мнение судейского сообщества Приморского края, Совет судей в целом поддержал изложенный в них комплексный подход по решению задач построения правового государства в Российской Федерации. Вместе с тем Совет категорически не одобрил многие положения проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон «О статусе судей в Российской Федерации». В своём постановлении Совет указал на 19 позиций, которые необходимо учесть в вопросе о статусе судей. В частности, Совет выступал против наделения советов судей правом возбуждения дисциплинарного производства в отношении судей, упрощения порядка возбуждения уголовных дел, установления предельного возраста пребывания судей в должности и так далее. Изложенное мнение было доведено до сведения Президента РФ, председателя Правительства РФ, Государственной Думы РФ, председателей Верховного Суда РФ и Совета судей РФ.
Указом Президента РФ от 22 ноября 2001 года № 1350 судья Приморского краевого суда, председатель Совета судей Приморского края А.З. Колесников был назначен судьёй Московского областного суда. Доработав до конца 2001 года, Александр Захарович оставил руководство Советом судей края на своего заместителя В.Г. Степанову. В письме своему заместителю А.З. Колесников высказал пожелания дальнейшей работы Совета судей Приморского края по намеченным направлениям в тесном взаимодействии с руководством Управления Судебного департамента и краевого суда, и «…чтобы принимаемые Советом решения способствовали росту авторитета судей и судебной деятельности в дорогом нашему сердцу крае».
В период работы Совета под руководством Валентины Григорьевны Степановой в стране были приняты и вступили в действие два важных нормативных правовых акта, которые ранее обсуждались на заседаниях Совета судей края. 20 ноября 2001 года постановлением Правительства РФ № 805 утверждена федеральная целевая программа «Развитие судебной реформы России» на 2002-2006 годы. А чуть позже Президент РФ подписал Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 года.
Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества в России отныне был установлен на законодательном уровне. Федеральным законом об органах судейского сообщества были установлены нормы представительства в таких органах, их количественный состав, периодичность созыва, форма голосования и другие вопросы. Однако, как и в Положении об органах судейского сообщества РФ, принятом на II Всероссийском съезде судей 30 июня 1993 года, Закон оставил за органами судейского сообщества право определять порядок собственной работы (ст.14 ФЗ).
Впервые на законодательном уровне к органам судейского сообщества были отнесены Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ (ч.2 ст.3 ФЗ). Вместе с тем Закон предусматривал формирование коллегий не только из членов судейского сообщества – судей, но из представителей общественности и представителей Президента РФ (ч.1 ст.11 ФЗ).
Кроме того, с принятием Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» был сделан важный шаг к объединению всех судей страны в единое судейское сообщество. А именно, органы судейского сообщества субъектов РФ стали формироваться совместно с участием представителей от судов общей юрисдикции, включая военные суды, от арбитражных судов и мировых судей субъектов РФ.
Согласно статье 8 вышеуказанного Закона: «Советы судей субъектов Российской Федерации избираются конференциями судей в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами с учётом необходимости представительства в них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также от мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Совет судей субъектов Российской Федерации избирает из своего состава подотчетных ему председателя совета судей субъекта Российской Федерации и его заместителей».
Постановлением Совета судей Приморского края от 25 марта 2002 года во исполнение требований заключительного положения Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в соответствии с которыми в течение трёх-шести месяцев необходимо провести конференцию для перевыборов Совета судей, квалификационной коллегии судей субъекта РФ, было признано необходимым провести очередную конференцию судей Приморского края.